Вчера на фоне помрачения разума от плохого самочувствия влезла в одну полу-графоманскую фантастическую книгу. На десятой странице привычно почувствовала раздражение, решила проанализировать, из-за чего конкретно в данном случае оно возникло.
И вдруг поняла - из-за магии.
Дальнейшие размышления не претендуют на абсолютную истину, а лишь отражают мою субъективную точку зрения.
простыняБытовая магия: с визуальными эффектами, с искрами, вспышками, волшебными палочками, котлами, зельями, фаерболами, да бог знает, с чем еще - книге, рассчитанной на взрослых людей, зачастую придает оттенок незрелости. Так же как и стереотипичность магических персонажей.
Сама фраза "он(она) занимается магией" вызывает желание либо фразу переформулировать, либо поставить вокруг слова "магия" двусмысленные кавычки. Как магией можно заниматься? Мы же не говорим: он занимается рисованием или, он занимается чтением. Он рисует, он читает, он... колдует? Творит магию? Ну всё лучше, чем "занимается".
Было бы очень интересно написать литературоведческую статью на тему: "Роль магии в современной литературе". Прямо структуру вижу: Введение; Виды магии в литературе, история их появления и проникновения в литературу; Роли и формы проявления магии на примере нескольких разноплановых произведений, Сравнительный анализ современных российских и иностранных произведений, содержащих магический элемент, проявление в них кульутрных и исторических традиций; ну и Заключение, наконец.
Нет, это будет не статья, это уже на план диссертации тянет)).
Но... Вернемся к магии как раздражающему фактору. По сути, магия всегда была притягательна для людей по ряду причин:
1. Расширение собственных умственных и физических возможностей в разных целях: начиная от банального желания "чтобы все происходило само собой" и до захвата мира;
2. Исследовательский интерес - соприкосновение с неведомым и изучение его;
3. Стремление облегчить жизнь человечеству;
4. Попытка возвыситься надо всеми, то бишь, тщеславие и т.п.
Но в литературе магия служит возможностью увести и автора, и читателей от реальности. Разве не эту цель в принципе имеет под собой жанр фентези, спросите вы? Нет, не эту. Все мы сами себе демиурги. Создатели своих мыслей, пусть даже и миров. Но ни в одной книге мне не встречался мир, беспредельно непохожий на наш. Это, в принципе, вероятно не под силу человеку, поскольку он создает свои миры на основе личного опыта, как ни крути.
И попытки наличием магии придать своей выдуманной реальности оригинальные черты приводят к обратному эффекту - мир становится банален.
Другое дело, когда магия, волшебство является основной повествования, как, скажем, в Гарри Поттере. Но и тут популярность книгам принесло во многом то, что магия была полностью интегрирована в наш мир. В реальность. В повседневный быт человечества на планете Земля. И в это приятно и хочется верить.
Обожаемый мною Пратчетт брызжет в книгах магией направо и налево, но она у него пропитана такой иронией и близостью к нашему миру, что вызывает улыбку, а не раздражение.
Макс Фрай делит магию на Очевидную и Истинную. На каком месте у нас Очевидная магия? На том самом, очевидном, обывательском. А Истинная дается только могущественным людям. Да и не магия в мире Ехо - главное.
Да наше всё от фентези, Толкин, наконец! Прародитель и основоположник жанра. У него на все книги пять магов. Из которых активные действующие лица - двое. Да и те не о магии рассуждают, им не до того. Магия существует рядом, но главное у профессора - философия, человеческие ( ну или других рас) взаимоотношения и величие души. Поэтому он - классик.
Всякие же древние маги, ведьмы, еще кто-нибудь в этом же роде, бегающие с квестами ( намеренно употребляю это слово) по неведомым мирам производят впечатление видео-игры. А литература - это не видео-игра. Даже если допустить, что литература, как любое искусство, трансформируется со временем. Но трансформироваться - это одно, а вырождаться за счет дурновкусицы авторов и отсутствия литературного вкуса у читателей - это другое.
Волшебство в чистом виде в литературе это прекрасно - в сказках, в легендах, но не в псевдосредневековых слабых романах.
К слову, я верю в магию, в волшебство. В неслучайные случайности, в нераскрытые доселе способности человеческого организма и неизученные нами пока что основы мира, в талисманы, в приметы, в традиции, в суеверия. Но не в махание волшебной палочкой.
К слову, еще многим современным произведениям в жанре фентези мешает переизбыток натуралистичности и благородного пафоса, и, в еще большей степени, недостаток юмора! Не плоских шуток, а нормального юмора, как сюжетного, так и в диалогах.
Но это уже другая история...
Литература служит разным целям, Хельна, и некоторые из них как раз требуют псевдосредневековости с магией, имхо. Если эта цель - это перестать на время быть собой.
Некоторые понимают, что с высоты своего будущего опыта то, что сейчас кажется хорошей книгой, будет казаться графоманией. И тоже пишут.
Некоторые идут по пути наименьшего сопротивления, и пишут то, что берёт издательство.
Некоторые понимают, что оценка "графомания" всегда субьективна, и пишут то, что хотят.
И так далее.
Более того, есть просто слабые книги, а есть именно графомания.В слабых книгах хоть что-то может зацепить, тогда как графомания - это просто халтура.
Никто не запрещает писать халтурно, печально, что сейчас большое количество читателей в силу отсутствия привитой с детства культуры чтения и хорошего литературного вкуса не отличают халтуру от нормальной книги.